Гоенко о карме.
Ничего не происходит случайно. Любое изменение происходит по той или иной причине, причина порождает следствие, и это следствие, в свою очередь, становится причиной дальнейших изменений, порождая тем самым бесконечную цепь причин и следствий. И еще один закон станет ясен: какова причина, таково и следствие; каково семя, таким будет и плод.
В одну и ту же почву мы бросаем два разных семени: одно – семя сахарного тростника, другое – семя нима, очень горького тропического дерева. Из семени сахарного тростника вырастает растение, каждое волокно которого удивительно сладкое на вкус, а из семени нима вырастает растение, каждое волокно которого необычайно горькое. Вы можете спросить, почему природа так добра к одному растению и так жестока к другому? На самом деле природа ни добра и ни жестока, она действует в соответствии с определенными законами. Природа только помогает проявиться качеству каждого семени. Если посеять семена, обладающие качеством сладости, то и плоды его будут сладкими. Если же посеять семена с качеством горечи, его плоды будут горькими. Каково семя, таким будет и плод; каково действие, таким будет и результат.
Проблема в том, что человек бывает внимателен только во время сбора урожая, желая получить сладкие плоды. Но во время сева человек невнимателен и сажает семена с качеством горечи. Чтобы получить сладкие плоды, необходимо сажать соответствующие семена. Молиться или надеяться на чудо – значит обманывать себя; важно понимать это и жить по законам природы. Надо быть очень внимательными к своим действиям, поскольку это семена, в соответствии с качеством которых можно получить либо сладкий, либо горький плод.
Есть три вида действий: действие на уровне тела, действие на уровне речи и действие на уровне ума. Начав наблюдать себя, мы вскоре понимает, что именно ментальное действие самое важное, так как это семя, т.е. действие, которое дает результат. Речевое или физическое действие – просто проекция ментального действия, мера его интенсивности. Действие сначала зарождается в уме, впоследствии это ментальное действие проявляется на речевом или физическом уровне. Будда говорил так:
Ум предшествует всему,
ум – в основе всего, все порождено умом.
Если кто-то говорит или действует
с нечистым умом,
за ним следует страдание,
как колесо за повозкой.
Ум предшествует всему,
ум – в основе всего, все порождено умом.
Если кто-то говорит или действует
с чистым умом,
за ним следует счастье
неотступно, как тень.